телефон: (383) 299-57-22








Новый год в русских традициях


 

Рождественская или новогодняя ёлка — это форма отображения одного из древних символов человечества — Мирового Древа.
Изначально (в соответствии с христианской легендой о святом Бонифации, предсказавшем, что «пихта христианства» вырастет на корнях срубленного дуба язычества), и в большинстве случаев и в настоящее время, рождественским деревом в Европе является пихта. Ель является наиболее похожей заменой в отсутствие «настоящего» дерева. В связи с недоступностью пихты в центральной и западной России, похожая на нее ель, а в прежние времена в основном европейская/норвежская ель, стала практически единственным деревом на рождественских праздниках. К настоящему времени термин «новогодняя елка» в русском языке эквивалентен «рождественскому дереву».

Празднование нового года в языческой Руси

Как праздновался новый год в языческой древней Руси - один из неразрешенных и спорных вопросов в исторической науке и до сих пор не найдено утвердительного ответа, с какого времени начинался отсчет года.
В глубокой древности следует искать начало празднования - у древних народов новый год обыкновенно совпадал с началом возрождения природы и в основном был приурочен к марту.
 Предположительно, первоначально на Руси Новый год отмечался в день весеннего равноденствия 22 марта.  Масленицу и Новый год отмечали в один день - зиму прогнали - значит, наступил новый год.

Празднование нового года после крещения Руси

Вместе с христианством на Руси  после 988 года  появилось новое летоисчисление - от сотворения мира,  и новый европейский календарь - Юлианский, с закрепленным названием месяцев. Началом нового года стало считаться 1 марта.
По одной из версий в конце  XV века, а по другой в 1348 году православная церковь перенесла начало года на 1 сентября, что соответствовало определениям Никейского собора. Перенос дня должен быть поставлен в связь с возрастающим значением христианской церкви в государственной жизни древней Руси. Укрепление православия в средневековой Руси, установление христианства как религиозной идеологии, естественно, вызывает использование «священного писания» как источника реформы, вносимой в существующий календарь. Реформа системы календаря проводилась на Руси без учета трудовой жизни народа, без установления связи с сельскохозяйственными работами. Сентябрьский новый год утверждался церковью, следовавшей слову священного писания; установив и обосновав его библейской легендой, русская православная церковь сохранила эту новогоднюю дату вплоть до современности как церковную параллель гражданскому новому году. В ветхозаветной церкви месяц сентябрь праздновался ежегодно, в ознаменование покоя от всех житейских забот.

Нововведения Петра I в празднование нового года

В 1699 году Петр I издал указ, согласно которому началом года стали считать 1 января. Это было сделано по примеру всех христианских народов, живших не по юлианскому, а по григорианскому календарю. Целиком перевести Русь на новый григорианский календарь Петр I не мог, так как Церковь жила по юлианскому календарю. Однако царь в России изменил летоисчисление. Если раньше годы считались от сотворения мира, то теперь летоисчисление пошло от Рождества Христова. В именном указе он объявил: «Ныне от Рождества Христова доходит одна  тысяча шестисот девяносто девятый год, а с будущего января с 1-го числа настанет новый 1700 год купно и новый столетний век». Следует отметить, что новое летоисчисление еще долго существовало вместе со старым, - в указе от 1699 года разрешалось писать в документах две даты - от Сотворения мира и от Рождества Христова.
Проведение в жизнь этой реформы Великого Царя, имевшей столь важное значение, началось с того, что запрещено было праздновать каким бы то ни было образом 1 сентября, а 15 декабря 1699 года барабанный бой возвестил о чём-то важном народу, который толпами хлынул на Красную площадь. Здесь устроен был высокий помост, на котором царский дьяк громко читал указ, что Петр Васильевич повелевает "впредь лета счисляти в приказах и во всех делах и крепостях писать с 1 генваря от Рождества Христова".
Царь неуклонно следил за тем, чтобы новогодний праздник был у нас не хуже и не беднее, чем в других европейских странах.
В Петровском указе писалось: "...По большим и проезжим улицам знатным людям и у домов нарочитых духовного и мирского чина перед воротами учинить некоторые украшения от древ и ветвей сосновых и можжевеловых... а людям скудным, каждому,  хотя по деревцу или ветке на вороты или над храминою своею поставь...". В указе речь шла не конкретно о ёлке, а о деревьях вообще. Вначале их украшали орехами, конфетами, фруктами и даже овощами, а наряжать елку стали намного позднее, с середины прошлого века.
Этот обычай был заимствован россиянами у немцев, которые считали ель священным деревом, в ветвях которого живет добрый "лесной дух" – защитник справедливости, добра и правды. Постоянно зеленая ель олицетворяла долголетие, вечную молодость, смелость, достоинство и верность. Еловые шишки являлись символом огня жизни, а также восстановления здоровья. Но это успеха не имело. Публичная ёлка в Санкт-Петербурге была устроена только в 1852 году. Связано это было с «импортом» знатных немецких невест (и женихов) из мелких германских княжеств, которые по приезде заводили при европейских монарших дворах свои порядки.

Традиционно ель на Руси не являлась добрым символом.  Еловый лес мрачен, практическая ценность еловой древесины была невелика,  а шишки несъедобны. У древних славян ель символизировала смерть.  Среди православных ель пользовалась недоброй  славой, как прибежище нечистой  силы. Выражение «ёлки-палки» являлось скрытым ругательством, чертыханьем.  В обычае было ставить ёлку на кабак, откуда появилось народное выражение: «идти под ёлку» (то есть в кабак).

Первый день Нового 1700 года начался парадом на Красной площади в Москве. А вечером небо озарилось яркими огнями праздничного фейерверка. Именно с 1 января 1700 года народные новогодние забавы и веселья получили свое признание, а празднование Нового года стало носить светский (не церковный) характер. В знак всенародного праздника палили из пушек, а вечером, в темном небе вспыхивали разноцветные невиданные прежде огни фейерверка. Люди веселились, пели, танцевали, поздравляли друг друга и дарили новогодние подарки.

История появления елочных украшений

Издавна существовали канонические правила украшения "рождественского дерева". Верхушку венчает "Вифлеемская звезда". Шары (прежде это были яблоки) олицетворяют тот запретный плод, который вкусили прародители Адам и Ева. Горящие свечи - суть жертвенности Христовой. Всевозможные фигурные пряники и печенье, сменившие обязательные в средневековье вафли, напоминают о пресных хлебцах, употребляемых при обряде причастия. Таким образом, в начале елочные украшения были только съедобными: яйца и вафли качались на ветках рядом с фруктами, сладостями и орехами.
Начиная с  XVII века стали изготавливать более нарядные украшения: золотили еловые шишки, пустые яичные скорлупки покрывали тончайшим слоем чеканной латуни. Тут были и бумажные цветы, и искусные поделки из ваты. Из листов латуни возникали
елочные феи. Оловянные проволочки можно было сворачивать, закручивать спиралями, складывать или расплющивать, получая серебряную мишуру. Серебряная фольга шла на изящные звездочки, бабочки и цветы.
Впервые обычай украшать елку приняли в России при императрице Александре Федоровне, ставшей супругой императора Николая I в 1817 году. Маленькие пучки еловых веток стали праздничным атрибутом на столах в Зимнем дворце в канун Рождества Христова, в память о сладкой для сердца бывшей принцессы Шарлотты родной Пруссии, где елочки с горящими свечками украшали все ее детство. Это тихое торжество в царской семье дополняли обычаем дарить на Рождество друг другу подарки, которые обычно клали у этой же елочки на столике или вешали на ее колючие ветки. Подарков было много, и для царского праздника со временем понадобились елочки покрупней, пока однажды в зал дворца не привезли настоящую зеленую лесную красавицу, на которой легко в один раз поместились подарки для всей царской семьи и детей.

Подарки в Новый год

 

Новогодние шары и елочные игрушки с ручной росписью, в русском народном стиле и с русскими сказками – не только лучший наряд для новогодней елки. Такие елочные украшения так же являются отличным подарком на Новый год и Рождество. На Руси всегда считалось, что сувениры, украшенные ручной росписью, изображениями русской деревни и храмов несут в себе пожелание добра, счастья и благополучия. Беря в руки такую игрушку, перед глазами проплывает и тот самый Новогодний праздник, и тот огромный стол, и большая елка, и беззаботное детство. К таким елочным игрушкам относятся с особой заботой – эта игрушка хранит в себе тепло нескольких поколений этой семьи.
Елочная игрушка - это не только праздничное украшение елки, но и предмет гордости коллекционеров.
Позже в Новый год стали преподносить в подарок и символы животного, год которого по китайскому календарю наступал. Фигурки, несущие в себе тайный смысл и характерные черты, присущие тому или иному животному дарили с пожеланиями осуществления надежд и благополучия.

Одним из новогодних подарков является и поздравительная открытка.
В Россию эта традиция пришла непосредственно из Англии. Прообразом отечественных поздравительных открыток можно считать популярные среди русского народа лубочные картинки.
В дореволюционной России на таких открытках изображались пейзажи зимней русской природы с занесенными снегом избушками, а также лихие русские тройки.
В новогоднюю ночь  подарок, особенно если это ручной работы игрушка, шкатулка или открытка вызывает восторг не только у детей. С теплом и любовью выбранный и от чистого сердца преподнесенный, он наладит и укрепит отношения с самыми любимыми и близкими людьми и придаст сил для будущего года.

 

Выбирайте и дарите подарки с удовольствием!

<< Назад